Cтрая дискуссия о проекте горнолыжного курорта (ГЛК) «Кокжайляу», развернувшаяся в 2012 году, приобрела международную известность. О протесте многих алматинских активистов против строительства ГЛК на территории особо охраняемой природной зоны стало известно в начале 2012 года, после размещения в Интернете их открытого письма. Среди подписей несогласных есть и подписи иностранцев, знакомых с горами Заилийского Алатау.
Морально защитников Кокжайляу поддержал и Немецкий союз охраны природы, направивший президенту Казахстана и ряду казахстанских министерств обращение с просьбой отказаться от строительства ГЛК в Иле-Алатауском национальном парке. В мае нынешнего года почетный президент этого союза, 72-летний профессор Михаэль Зукков, пешком поднялся на Кокжайляу и, впервые увидев это живописное место, был удивлен, что Иле-Алатауский национальный парк не использует свой прекрасный потенциал для экологического туризма, а городские власти планируют превратить это место в горнолыжный курорт.
Информацией о нарушениях международного права в связи с проектом «Кокжайляу» заинтересовался один из комитетов ООН.
ДОСТУЧАТЬСЯ ДО ООН
Группа из 12 алматинцев в связи с проектом по строительству ГЛК «Кокжайляу» в природной зоне в Заилийском Алатау направила заявление в Комитет по соблюдению Орхусской конвенции Европейской экономической комиссии ООН. Орхусская конвенция, или ОК, призвана защитить права человека на благоприятную окружающую среду для его здоровья и благосостояния, на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений
и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Казахстан присоединился к Орхусской конвенции, ратифицировав ее в 2000 году.
В своем письме неравнодушные алматинцы говорят о нарушении прав горожан на участие в процессе принятия решения по проекту «Кокжайляу». Они ссылаются на 7-ю статью Конвенции, которая предусматривает участие общественности в решении вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой.
Обращение было направлено 31 мая 2013 года. На 41-м совещании Комитета (25—28 июня) заявление было принято к рассмотрению. Комитет по соблюдению Орхусской конвенции направил соответствующие документы 26 июля в адрес заявителей, министерства охраны окружающей среды, постоянного представительства Казахстана при ООН и других международных организаций.
«НАРУШЕНИЯ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ПРОЕКТА»
Сергей Соляник — один из тех, кто подписал заявление в Комитет по соблюдению Орхусской конвенции. Он заявил, что Орхусская конвенция была нарушена еще на этапе выбора места для ГЛК «Кокжайляу», когда решение было принято без вынесения на обсуждение общественности.
— Кокжайляу общественностью признаётся не самым лучшим местом под ГЛК.
Но на этапе принятия государственными органами плана развития ГЛК никакого обсуждения с общественностью не было. И именно это вызвало острый социально-экологический конфликт, который фактически спровоцирован властями Алматы, — говорит он.
Руководитель Экологического общества «Зеленое спасение» Сергей Куратов процитировал документ министерства охраны окружающей среды, который появился в рамках подготовки национального доклада к пятому совещанию сторон Орхусской конвенции: «…основное решение принимается на стадии государственного стратегического планирования, т. е. задолго до проведения государственной экологической экспертизы».
Это, по мнению Сергея Куратова, противоречит духу и букве Орхусской конвенции.
Общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду (предОВОС) ГЛК «Кокжайляу», которые проходили 11 января 2013 года, Сергей Куратов охарактеризовал как на сто процентов не соответствующие Орхусской конвенции.
После этого — не без усилий НПО — правила министерства охраны
окружающей среды (МООС) о проведении общественных слушаний были отредактированы и вступили в силу.
— Теперь у общественности больше возможностей для участия в обсуждении вопросов, чем это было в начале года. И практически МООС признало, что те правила не отвечали требованиям Орхусской конвенции, — говорит Сергей Куратов.
Движение «Защитим Кокжайляу» предлагает альтернативу горнолыжному курорту — развитие экологического туризма.
Наиболее активно проект ГЛК «Кокжайляу» продвигает исполнительная власть Алматы. Руководитель управления туризма акимата Алматы Бакитжан Жуламанов ранее уверял, что работа над реализацией проекта будет проходить при максимальном участии общественности. Но когда активисты движения
«Защитим Кокжайляу» попросили для ознакомления технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, то получила следующий ответ:
«Касательно требований по предоставлению информации по технико-экономическому обоснованию проекта ГЛК «Көкжайлау», необходимо отметить, что в Орхусской конвенции требования по размещению технико-экономических обоснований проектов отсутствуют, при этом резюме ТЭО проекта ГЛК «Көкжайлау» на 30 страницах размещено на сайте Управления».
— Мы с такими ответами сталкиваемся в судах очень часто. Если тот или иной объект не подпадает под действие приложения Орхусской конвенции, но подпадает под национальное законодательство, то все положения конвенции применяются к данному объекту. ТЭО ГЛК «Кокжайляу» подпадает и под национальное законодательство, и под статью 4 конвенции. Они, может, и не обязаны выложить ТЭО на свой сайт. Но если мы его запрашиваем, они обязаны его предоставить, — говорит Азаттыку Сергей Куратов.
ЧЕМ ГРОЗИТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРХУССКОГО КОМИТЕТА
Пятое совещание сторон Орхусской конвенции пройдет в июне 2014 года. По словам руководителя Экологического общества «Зеленое спасение» Сергея Куратова, не исключено, что Казахстану будет вынесено предупреждение за неоднократные и многолетние нарушения Орхусской конвенции начиная с 2005 года.
Орхусскую конвенцию называют мягкой. Предусмотрено вынесение предупреждения стране, ограничение прав на участие страны в самой конвенции, вывод страны из конвенции.
— Но дело в том, что Орхусская конвенция является конвенцией Европейской экономической комиссии ООН. Казахстан тесно сотрудничает с Европейским экономическим сообществом. ОК — имиджевая, и на нее обращают внимание многие банки развития и международные организации, — говорит Азаттыку Сергей Куратов.
Как может отреагировать международный финансовый институт на нарушение национального законодательства по охране окружающей среды, показывает пример со строительством линии электропередачи (ЛЭП) в Алматинской области.
— Несколько лет назад собирались строить ЛЭП через национальные парки «Алтын-Эмель» и «Чарын». Мы и еще 85 организаций обратились напрямую во Всемирный банк. Банк, узнав, что на территории национальных парков
строительство в Казахстане запрещено, остановил проект. Прекратил даже переговоры, пока весь проект не перепланировали и не были проведены общественные слушания по новому проекту. В итоге все линии были проведены в обход «Алтын-Эмеля» и «Чарына», - рассказывает Сергей Куратов.
Другой активист Сергей Соляник привел в качестве примера Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — один из основных инвесторов на постсоветском пространстве. В своей политике этот банк постоянно руководствуется Орхусской конвенцией и при принятии решений в том числе обращает внимание на выполнение в стране Орхусской конвенции.
Выход природозащитной кампании на международный уровень называют победой еще и в связи с нападками на противников строительства горнолыжного курорта. В последнее время в местной прессе стали публиковаться статьи, которые активисты воспринимают как оскорбление и запугивание.
В Орхусской конвенции есть статья 3-8. Она носит правозащитный характер в отношении лиц, которые защищают природу.
Власти Алматы строительство нового курорта в Заилийском Алатау объясняют возможностью привлечения более миллиона туристов в год и создания тысяч новых рабочих мест.