Смолевичский райисполком проводит общественные обсуждения проекта «Детальный план территории первоочередного освоения китайско-белорусского индустриального парка». Еще не расставлены точки над «і» в первом этапе общественных обсуждений, результаты которого оспаривают экологи, но власти спешат приступить к освоению китайских денег. К каким последствиям может привести такая спешка? Об этом в интервью «СНплюс» в рамках проекта «Европейский диалог о модернизации для Беларуси» рассуждает руководитель ОО «Экодом» Ирина Сухий.
— «Экодом» и ваши коллеги из товарищества «Зеленая сеть» требуют от прокуратуры Минской области проверить законность государственных экспертиз проекта «Генеральный план «Китайско-белорусский индустриальный парк». Что именно и почему вызывает у вас сомнения?
— Например, тот факт, что экологическая экспертиза проведена раньше строительной: по законодательству все с точностью до наоборот.
Мы вовремя, с соблюдением всех сроков, подали документы о проведении общественной экологической экспертизы, однако еще раньше комитет охраны природы Минской области сделал свою, а это также против правил.
Не знаю, куда и зачем торопились чиновники. Подчеркну: все специалисты согласны с нами — слишком много несогласованностей и нарушений в генплане, слишком много недоработок и проблем.
— Какие самые очевидные нарушения выявили эксперты?
— Мы рекомендовали рассмотреть альтернативную территорию для размещения китайско-белорусского индустриального парка. Для этого есть веские основания.
Документ «Генеральный план китайско-белорусского индустриального парка» содержит информацию в очень общем виде, которую невозможно использовать для детальной оценки воздействия на окружающую среду. Налицо нарушение требований действующего законодательства, в том числе — президентского указа № 253.
Мы настаиваем, что необходимо исключить территорию республиканского биологического заказника «Волмянский» и местного биологического заказника «Маяк» из границ земельного участка, на котором планируется размещение индустриального парка.
Генплан не имеет комплекса мероприятий по обращению с отходами.
При положительных градостроительных условиях (транспорт, инженерные коммуникации, близость аэропорта, водозабор) имеется ряд экологических проблем. Например, вырубка 2756,0 га элитного леса нарушит среду оздоровления Минска.
Реализация генплана невозможна из-за противоречия законодательству при действующих проектах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, при имеющемся целевом назначении земель, а также в границах зоны отдыха местного значения «Вяселка».
На основании всего этого мы не рекомендуем утверждать генеральный план КБТП.
— Пока экологи подвергают сомнению результаты первого этапа обсуждений, Смолевичский райисполком уже начал общественные обсуждения проекта...
— Процесс действительно пошел дальше, хотя не расставлены точки над «і» в первых слушаниях. Мы сейчас пытаемся повлиять на ситуацию, поэтому и обратились в прокуратуру из-за нарушения порядка проведения экспертиз.
С другой стороны, заявили о проведении независимой экологической экспертизы «Детального плана территории первоочередного освоения китайско-белорусского индустриального парка».
Некоторые недоумевают: если мы — противники этого проекта в целом, почему ввязываемся в общественные обсуждения каждого этапа? Став в позу, крича на каждом перекрестке, что мы против китайского парка, не пытаясь отстаивать свою позицию на каждом этапе, лишь покажем свою слабость. Когда последовательно приводишь доказательства нарушений, в конечном итоге можно повлиять на строительство технопарка.
Беларусь является участником Орхусской конвенции, которая предусматривает участие общественности при принятии решений. И Беларусь должна этому учиться.
— Власть к экологам не прислушивается, а поднять общественность на решение проблем, которые напрямую не связаны с благосостоянием, невозможно. Вы не пытались для решения проблемы китайско-белорусского парка использовать механизмы Европейского диалога о модернизации, например?
— Европейский диалог о модернизации — стратегический инструмент, там никто не будет разбираться с конкретным китайским парком. ЕДМ работает над стратегическими планами развития.
Если в процессе наших действий наберется достаточно материала для подачи жалобы в Комитет по соответствию Орхусской конвенции, то подадим жалобу. Но к тому моменту, когда эту жалобу рассмотрят и вынесут рекомендации, парк уже построят.
Однако это нужно делать. После разборов относительно строительства Островецкой АЭС Комитет по соответствиям вынес рекомендации белорусскому правительству по улучшению реализации Орхусской конвенции. Сейчас разрабатывается постановление Совмина об участии общественности в экологически значимых решениях. В этом нормативном акте будет конкретно прописано: какой чиновник, в какой момент и что должен сделать. Хотя Орхусская конвенция является документом прямого действия, которую должны выполнять без всяких «уточняющих» нормативных актов внутри страны, госслужащие не имеют конкретной процедуры. Пока нет четких указаний, конвенция не работает.
Правительство разрабатывает такое постановление, мы, к сожалению, его пока не видели. Хотя, по идее, должны тоже участвовать в разработке — вот чему учит нас практика европейской модернизации бывших социалистических стран. И все же надеюсь, что постановление будет хорошим, поскольку к его разработке привлекались эксперты ПРОООН.
— Значит, сколько бы экологи ни возмущались, власти построят китайский парк таким, как они хотят?
— Мы имеем ряд шансов уменьшить вред, который он нанесет. Если вообще не обращать внимания на проблему, китайцы все сделают по-своему. Пристальное внимание общественности заставляет вести себя серьезнее. И китайские инвесторы, и белорусская администрация понимают: за ними следят — это еще один урок Европейского диалога модернизации.
— Власти все время игнорируют экологов. О них вспоминают во время масштабных кампаний, таких, как строительство Островецкой АЭС, и начинают затыкать рот. Можно изменить такую практику в принципе?
— Власти игнорируют не только нас: по сути, Министерство природных ресурсов — это министерство третьей или четвертой категории. Белорусские власти к экологии в целом относятся по остаточному принципу — я думаю, в этом проблема. Кстати, по некоторым позициям у нас с Минприроды совершенно одинаковые позиции, но министерство точно так же не может отстоять принципы охраны окружающей среды в Совмине. Минприроды там фактически против всех министерств.
Семен КУТКОВЕЦ